Куда я попал?
Вы попали в сервис, который помогает корпоративным службам безопасности строить свои рабочие процессы: управление рисками, контроль соответствия требованиям, учет активов, планирование и сопровождение защитных мер на всем их жизненном цикле, распределение задач и т.д.
Еще SECURITM является платформой для обмена опытом и наработками между участниками сообщества служб безопасности.
Подробнее
 

Описание угрозы

Вирусное заражение или иначе заражение вредоносным программным обеспечением (ВПО) является наиболее обширным и актуальным видом угроз. Включает в себя выполнение злоумышленниками вредоносного кода или произвольных команд для управления или выполнения злонамеренных действий.

Описание уязвимости

Фишинг это одна из разновидностей социальной инженерии, основанная на незнании пользователями основ компьютерной безопасности. Это вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям, выполнения вредоносного кода в системах жертв или получение информации.
Наиболее частым примером фишинга является проведение массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков или внутри социальных сетей. В письме часто содержится прямая ссылка на сайт, внешне неотличимый от настоящего, либо ссылка на сайт с редиректом, зараженное вложение или вложение содержащее ссылку на фишинговый сайт. После того как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются различными психологическими приёмами побудить пользователя ввести на поддельной странице свои логин и пароль, которые он использует для доступа к определённому сайту, что позволяет мошенникам получить доступ к аккаунтам и банковским счетам.
Фишинг можно разделить на внешний и внутренний:
При внешнем фишинге злоумышленник может отправлять жертвам электронные письма, содержащие вредоносные вложения или ссылки, как правило, для . Фишинг также может осуществляться с помощью сторонних сервисов, таких как платформы социальных сетей. Фишинг может включать методы социальной инженерии, такие как выдача себя за надежный источник.
Внутренний фишинг - это многоэтапная атака, при которой используется легитимная учетная запись электронной почты скомпрометированная злоумышленником. Злоумышленник пытается воспользоваться преимуществами доверенной внутренней учетной записи, чтобы увеличить вероятность того, что цель попадется на попытку фишинга.

Описание типа актива

Физические лица, трудоустроенные в компанию по трудовому договору или договору о дистанционной работе. Примечание: лиц, осуществляющих взаимодействие с компанией по договору подряда, следует относить к категории подрядчиков.
Объекты атаки
Классификация
КЦД: Конфиденциальность ? Конфиденциальность / confidentiality
Cвойство информации быть недоступной или закрытой для неавторизованных лиц, сущностей или процессов.
Целостность ? Целостность / integrity
Cвойство сохранения правильности и полноты активов.
Доступность ? Доступность / availability
Cвойство быть доступным и готовым к использованию по запросу авторизованного субъекта.
STRIDE: Искажение ? Искажение / Незаконное изменение / Tampering
Вредоносное изменение данных, будь то данные в состоянии покоя (файлы, базы данных) или данные в процессе их передачи. Защищаемое свойство – целостность.
Раскрытие информации ? Раскрытие информации / Information disclosure
Раскрытие сведений лицам которые к этой информации не должны иметь доступа. Защищаемое свойство – конфиденциальность.
Отказ в обслуживании ? Отказ в обслуживании / Denial of service
Выход из строя активов или нарушение их работоспособности приводящее к невозможности их использования. Защищаемое свойство – доступность.
Повышение привилегий ? Повышение привилегий / Elevation of privilege
Предоставление пользователю прав и полномочий больших чем ему предназначено. В том числе в результате нарушений действующих защитных механизмов. Защищаемое свойство – авторизация.
Источники угрозы
Внешний нарушитель - Низкий потенциал ? Внешний нарушитель
Находящийся вне информационной системы на момент начала реализации угрозы.
Для реализации угроз в информационной системе внешний нарушитель должен тем или иным способом получить доступ к процессам, проходящим в информационной системе.
Внутрений нарушитель - Низкий потенциал ? Внутрений нарушитель
Под внутренним нарушителем понимают нарушителя, находящегося внутри информационной системы на момент начала реализации угрозы.
К внутренним нарушителям относят инсайдеров, не смотря на то, что они могут выполнять инструкции лиц, находящихся вне информационной системы.

Каталоги угроз

БДУ ФСТЭК:
УБИ.175 Угроза "фишинга" ? Унаследовано от входящей в состав риска уязвимости

Связанные защитные меры

Название Дата Влияние
Community
10 22
Централизация системы антивирусной защиты (АВЗ)
Разово Вручную Превентивная Техническая
31.05.2021
31.05.2021 10 22
В защитной мере следует отразить базовые политики и конфигурацию централизованной АВЗ.
АВЗ следует зарегистрировать в качестве Актива и указать в данной защитной мере в качестве инструмента.
Повторяющиеся задачи связанные с проверкой работоспособности, обновлением, контролем установки агентов АВЗ следует вынести в отдельные регулярные защитные меры.
Инструкции по обслуживанию и устранению неисправностей следует вынести в карточку Актива или регулярные защитные меры.

Пример описания конфигурации:
  1. Область распространения агентов АВЗ: Все ПК и Серверы корпоративного домена Windows;
  2. Включенные модули: 
    1. защита в реальном времени, 
    2. сканирование по расписанию, 
    3. защита электронной почты, 
    4. защита web страниц, 
    5. защита от фишинга.
  3. Механизм установки: автоматически средствами Центра управления АВЗ;
  4. Автоматическое сканирование подключаемых съемных носителей: включено;
  5. Периодичность регулярного сканирования всех дисков: раз в неделю;
  6. Уведомление пользователя об обнаружении ВПО: включено;
  7. Сбор событий с агентов в Центр управления: включен;
  8. Срок хранения событий безопасности в Центре управления: 6 месяцев.
Community
1 5
Проведение рассылки по информационной безопасности
Еженедельно Вручную Организационная Удерживающая
11.05.2021
11.05.2021 1 5
Проведение информационной рассылки является базовой мерой повышения осведомленности персонала в вопросах ИБ.
Ключевым недостатком информационной рассылки является то, что работники могут пренебрегать ее изучением. Чтобы снизить этот недостаток рассылку следует проводить в максимально дружественной к работнику форме, без бюрократизированных фраз, с картинками и цветовыми акцентами.
В рассылке следует чередовать вопросы корпоративной ИБ и личной безопасности работников (работа с банковскими мошенниками, защита личных устройств и домашнего ПК), чтобы повысить ее ценность для работников.
В случае появления инцидентов безопасности и иных событий в компании, которые можно разобрать в рассылке, это следует делать чтобы работники воспринимали вопросы ИБ как реальность а не абстрактные рекомендации. Например, рассылка о фишинговой атаке на компанию, статистика по взломанным паролям пользователей компании, по вирусным заражениям и их основным источникам.

Рекомендуется настроить защитную меру как регулярную, еженедельную (или ежемесячную) с созданием регулярной задачи. В отчете по исполнению задач указывать название проведенной рассылки.