Куда я попал?
Вы попали в сервис, который помогает корпоративным службам безопасности строить свои рабочие процессы: управление рисками, контроль соответствия требованиям, учет активов, планирование и сопровождение защитных мер на всем их жизненном цикле, распределение задач и т.д.
Еще SECURITM является платформой для обмена опытом и наработками между участниками сообщества служб безопасности.
Подробнее

Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации - Общие положения

Стандарт Банка России № СТО БР ИББС-1.0-2014 от 01.06.2014

Р. 7

Для проведения оценки соответствия по документу войдите в систему.
7.1.4. При распределении прав доступа работников и клиентов к информационным активам организации БС РФ следует руководствоваться принципами:
  • "знать своего клиента"*(6);
  • "знать своего служащего"*(7);
  • "необходимо знать"*(8),
а также рекомендуется использовать принцип "двойное управление"*(9).

(6) “Знать своего клиента” (Know your Customer): принцип, используемый регулирующими органами для выражения отношения к финансовым организациям с точки зрения знания деятельности их клиентов. 
(7) “Знать своего служащего” (Know your Employee): принцип, демонстрирующий озабоченность организации по поводу отношения служащих к своим обязанностям и возможных проблем, таких как злоупотребление имуществом, аферы или финансовые трудности, которые могут приводить к проблемам с безопасностью. 
(8) “Необходимо знать” (Need to Know): принцип, ограничивающий полномочия по доступу к информации и ресурсам по обработке информации на уровне минимально необходимых для выполнения определенных обязанностей. 
(9)  “Двойное управление” (Dual Control): принцип сохранения целостности процесса и борьбы с искажением функций системы, требующий дублирования (алгоритмического, временного, ресурсного или иного) действий до завершения определенных транзакций.
7.1.8. При принятии руководством организации БС РФ решений об использовании сети Интернет, при формировании документов, регламентирующих порядок использования сети Интернет, а также иных документов, связанных с обеспечением ИБ при использовании сети Интернет, необходимо учитывать следующие положения:
  • сеть Интернет не имеет единого органа управления (за исключением службы управления пространством имен и адресов) и не является юридическим лицом, с которым можно было бы заключить договор (соглашение). Провайдеры (посредники) сети Интернет могут обеспечить только те услуги, которые реализуются непосредственно ими;
  • существует вероятность несанкционированного доступа, потери и искажения информации, передаваемой посредством сети Интернет;
  • существует вероятность атаки злоумышленников на оборудование, программное обеспечение и информационные ресурсы, подключенные/доступные из сети Интернет;
  • гарантии по обеспечению ИБ при использовании сети Интернет никаким органом/учреждением/организацией не предоставляются.
7.4.3. В организации БС РФ должны быть определены, выполняться, регистрироваться и контролироваться правила и процедуры:
  • идентификации, аутентификации, авторизации субъектов доступа, в том числе внешних субъектов доступа, которые не являются работниками организации БС РФ, и программных процессов (сервисов);
  • разграничения доступа к информационным активам на основе ролевого метода, с определением для каждой роли полномочий по доступу к информационным активам;
  • управления предоставлением/отзывом и блокированием доступа, в том числе доступа, осуществляемого через внешние информационно-телекоммуникационные сети;
  • регистрации действий субъектов доступа с обеспечением контроля целостности и защиты данных регистрации;
  • управления идентификационными данными, аутентификационными данными и средствами аутентификации;
  • управления учетными записями субъектов доступа;
  • выявления и блокирования неуспешных попыток доступа;
  • блокирования сеанса доступа после установленного времени бездействия или по запросу субъекта доступа, требующего выполнения процедур повторной аутентификации и авторизации для продолжения работы;
  • ограничения действий пользователей по изменению настроек их автоматизированных мест (использование ограничений на изменение BIOS);
  • управления составом разрешенных действий до выполнения идентификации и аутентификации;
  • ограничения действий пользователей по изменению параметров настроек АБС и реализации контроля действий эксплуатационного персонала по изменению параметров настроек АБС;
  • выявления и блокирования несанкционированного перемещения (копирования) информации, в том числе баз данных, файловых ресурсов, виртуальных машин;
  • использования технологий беспроводного доступа к информации, в случае их применения, и защиты внутренних беспроводных соединений;
  • использования мобильных устройств для доступа к информации в случае их применения. Процедуры управления доступом должны исключать возможность "самосанкционирования".
7.4.4. В организации БС РФ должны быть определены, выполняться, регистрироваться и контролироваться правила и процедуры мониторинга ИБ, анализа и хранения данных о действиях и операциях, позволяющие выявлять неправомерные или подозрительные операции и транзакции, для чего, среди прочего, следует:
  • определить действия и операции, подлежащие регистрации;
  • определить состав и содержание данных о действиях и операциях, подлежащих регистрации, сроки их хранения;
  • обеспечить резервирование необходимого объема памяти для записи данных;
  • обеспечить реагирование на сбои при регистрации действий и операций, в том числе аппаратные и программные ошибки, сбои в технических средствах сбора данных;
  • обеспечить генерацию временных меток для регистрируемых действий и операций и синхронизацию системного времени на технических средствах, используемых для целей мониторинга ИБ, анализа и хранения данных.
В организации БС РФ должно быть реализовано ведение журналов действия и операций автоматизированных рабочих мест, серверного и сетевого оборудования, межсетевых экранов и АБС с целью их использования при реагировании на инциденты ИБ.
Рекомендуется обеспечить хранение данных о действиях и операциях не менее трех лет, а для данных, полученных в результате выполнения банковского платежного технологического процесса, - не менее пяти лет, если иные сроки хранения не установлены законодательством РФ, нормативными актами Банка России.
Для проведения процедур мониторинга ИБ и анализа данных о действиях и операциях следует использовать специализированные программные и (или) технические средства.
Процедуры мониторинга ИБ и анализа данных о действиях и операциях должны использовать зафиксированные критерии выявления неправомерных или подозрительных действий и операций. Указанные процедуры мониторинга ИБ и анализа должны применяться на регулярной основе, например ежедневно, ко всем выполненным действиям и операциям (транзакциям).
7.4.5. В организации БС РФ необходимо определить и контролировать выполнение требований:
  • к разделению сегментов вычислительных сетей, в том числе создаваемых с использованием технологии виртуализации;
  • к межсетевому экранированию;
  • к информационному взаимодействию между сегментами вычислительных сетей.
Разделение сегментов вычислительных сетей следует осуществлять с целью обеспечения независимого выполнения банковских платежных технологических процессов организации БС РФ, а также банковских информационных технологических процессов организации БС РФ разной степени критичности, в том числе банковских информационных технологических процессов, в рамках которых осуществляется обработка персональных данных в ИСПДн.
В документах БС РФ должны быть регламентированы и контролироваться процедуры внесения изменений в конфигурацию сетевого оборудования, предусматривающие согласование вносимых изменений со службой ИБ. Работникам службы ИБ рекомендуется предоставлять доступ к конфигурации сетевого оборудования без возможности внесения изменений.
7.6.1. Решение об использовании сети Интернет для производственной и (или) собственной хозяйственной деятельности должно приниматься руководством организации БС РФ. При этом цели использования сети Интернет должны быть явно перечислены и зафиксированы, например, сеть Интернет в организации БС РФ может использоваться для:
  • ведения дистанционного банковского обслуживания;
  • получения и распространения информации, связанной с банковской деятельностью (например, путем создания информационных web-сайтов организации БС РФ);
  • информационно-аналитической работы в интересах организации;
  • обмена электронными сообщениями между организациями БС РФ и иными субъектами национальной платежной системы;
  • обмена электронными сообщениями, например почтовыми.
Использование сети Интернет в неустановленных целях должно быть запрещено.
С целью ограничения использования сети Интернет в неустановленных целях в организации БС РФ рекомендуется провести выделение ограниченного числа пакетов, содержащих перечень сервисов и ресурсов сети Интернет, доступных для пользователей. Наделение работников организации БС РФ правами пользователя конкретного пакета должно регистрироваться и выполняться в соответствии с его должностными обязанностями, в частности в соответствии с назначенными ему ролями.
7.8.6. Комплекс защитных мер банковского платежного технологического процесса должен предусматривать, в том числе:
  • защиту платежной информации от искажения, фальсификации, переадресации, несанкционированного уничтожения, ложной авторизации электронных платежных сообщений;
  • доступ работника организации БС РФ только к тем ресурсам банковского платежного технологического процесса, которые необходимы ему для исполнения должностных обязанностей или реализации прав, предусмотренных технологией обработки платежной информации;
  • контроль (мониторинг) исполнения установленной технологии подготовки, обработки, передачи и хранения платежной информации;
  • аутентификацию входящих электронных платежных сообщений;
  • двустороннюю аутентификацию автоматизированных рабочих мест (рабочих станций и серверов), участников обмена электронными платежными сообщениями;
  • возможность ввода платежной информации в АБС только для авторизованных пользователей;
  • контроль, направленный на исключение возможности совершения злоумышленных действий, в частности двойной ввод, сверка, установление ограничений в зависимости от суммы совершаемых операций;
  • восстановление платежной информации в случае ее умышленного (случайного) разрушения (искажения) или выхода из строя средств вычислительной техники;
  • сверку выходных электронных платежных сообщений с соответствующими входными и обработанными электронными платежными сообщениями при осуществлении межбанковских расчетов;
  • возможность блокирования приема к исполнению распоряжений клиентов;
  • доставку электронных платежных сообщений участникам обмена.
Кроме того, в организации БС РФ рекомендуется организовать авторизованный ввод платежной информации в АБС двумя работниками с последующей программной сверкой результатов ввода на совпадение (принцип "двойного управления").
7.10.4.1. Для каждого ресурса ПДн должно быть обеспечено:
  • установление цели обработки ПДн;
  • установление и соблюдение сроков хранения ПДн и условий прекращения их обработки;
  • определение перечня и категорий обрабатываемых ПДн (специальные категории ПДн, биометрические ПДн, ПДн, полученные из общедоступных источников, или иные ПДн);
  • выполнение процедур учета количества субъектов ПДн, в том числе субъектов ПДн, не являющихся работниками организации БС РФ;
  • выполнение ограничения обработки ПДн достижением цели обработки ПДн;
  • соответствие содержания и объема обрабатываемых ПДн установленным целям обработки;
  • точность, достаточность и актуальность ПДн, в том числе по отношению к целям обработки ПДн;
  • выполнение установленных процедур получения согласия субъектов ПДн (их законных представителей) на обработку их ПДн, в случае если получение такого согласия необходимо в соответствии с требованиями Федерального закона "О персональных данных";
  • выполнение установленных процедур получения согласия субъектов ПДн на передачу обработки их ПДн третьим лицам, в случае если получение такого согласия необходимо в соответствии с требованиями Федерального закона "О персональных данных";
  • прекращение обработки ПДн и уничтожение либо обезличивание ПДн по достижении целей обработки, по требованию субъекта ПДн в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных", в том числе при отзыве субъектом ПДн согласия на обработку его ПДн.
7.10.4.2. В организации БС РФ должны быть определены, выполняться, регистрироваться и контролироваться процедуры прекращения обработки ПДн и их уничтожения либо обезличивания в сроки, установленные Федеральным законом "О персональных данных", в следующих случаях:
  • по достижении цели обработки ПДн (если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект ПДн, иным соглашением между организацией БС РФ и субъектом ПДн);
  • отзыва субъектом ПДн согласия на обработку его ПДн и в случае, если сохранение ПДн более не требуется для целей обработки ПДн (если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект ПДн, иным соглашением между организацией БС РФ и субъектом ПДн);
  • если ПДн являются незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки;
  • выявления неправомерной обработки ПДн, осуществляемой организацией БС РФ или обработчиком, действующим по ее поручению, если обеспечить правомерность обработки ПДн невозможно;
  • выявления неправомерной обработки ПДн без согласия субъекта ПДн.
7.10.5.1. Указанные документы: 
  • определяют процедуры предоставления доступа к ПДн; 
  • определяют процедуры внесения изменений в ПДн с целью обеспечения их точности, достоверности и актуальности, в том числе по отношению к целям обработки ПДн; 
  • определяют процедуры уничтожения, обезличивания либо блокирования ПДн в случае необходимости выполнения таких процедур; 
  • определяют процедуры обработки обращений субъектов ПДн (их законных представителей) для случаев, предусмотренных Федеральным законом “О персональных данных”, в частности порядок подготовки информации о наличии ПДн, относящихся к конкретному субъекту ПДн, информации, необходимой для предоставления возможности ознакомления субъектом ПДн (их законными представителями) с его ПДн, а также процедуры обработки обращений об уточнении ПДн, их блокировании или уничтожении, если ПДн являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для установленной цели обработки; 
  • определяют процедуры обработки запроса уполномоченного органа по защите прав субъектов ПДн; 
  • определяют процедуры получения согласия субъекта ПДн на обработку его ПДн и на передачу обработки его ПДн третьим лицам; 
  • определяют процедуры передачи ПДн между пользователями ресурса ПДн, предусматривающего передачу ПДн только между работниками организации БС РФ, имеющими доступ к ПДн; 
  • определяют процедуры передачи ПДн третьим лицам; 
  • определяют процедуры работы с материальными носителями ПДн; 
  • определяют процедуры, необходимые для осуществления уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов ПДн об обработке ПДн в сроки, установленные Федеральным законом “О персональных данных”; 
  • определяют необходимость применения типовых форм документов для осуществления обработки ПДн и процедуры работы с ними. Под типовой формой документа понимается шаблон, бланк документа или другая унифицированная форма документа, используемая организацией БС РФ с целью сбора ПДн. 
7.10.7. В организации БС РФ должны быть определены, выполняться, регистрироваться и контролироваться процедуры учета лиц, имеющих доступ к ПДн. 
Документ, определяющий перечень лиц, имеющих доступ к ПДн, утверждается руководителем организации БС РФ. 
Обработка ПДн работниками организации БС РФ должны осуществляться только с целью выполнения их должностных обязанностей. 
В организации БС РФ должны быть определены, выполняться, регистрироваться и контролироваться процедуры ознакомления работников организации БС РФ, непосредственно осуществляющих обработку ПДн, с положениями законодательства РФ и внутренними документами организации БС РФ, содержащими требования по обработке и обеспечению безопасности ПДн в части, касающейся их должностных обязанностей. Организация БС РФ может проводить указанное ознакомление работников в ходе проведения мероприятий по их обучению или повышению осведомленности. 
7.10.9. При работе с материальными носителями ПДн должно быть обеспечено:
  • обособление ПДн от иной информации, в частности, путем фиксации их на отдельных съемных носителях ПДн, в специальных разделах или на полях форм документов (при обработке ПДн на бумажных носителях);
  • учет съемных носителей ПДн;
  • установление, выполнение и контроль выполнения порядка хранения съемных, в том числе машинных, носителей ПДн и доступа к ним;
  • хранение ПДн, цели обработки которых заведомо несовместимы, на отдельных съемных носителях;
  • регистрация и учет мест хранения материальных носителей ПДн с фиксацией категории обрабатываемых персональных данных (специальные категории ПДн, биометрические ПДн, ПДн, полученные из общедоступных источников, или иные ПДн) включая раздельное хранение ресурсов ПДн, обработка которых осуществляется с различными целями;
  • назначение работников, ответственных за организацию хранения материальных носителей ПДн;
  • установление и выполнение порядка уничтожения (стирания) информации с машинных носителей ПДн. 
Хранение ПДн должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта ПДн не дольше, чем этого требуют цели обработки ПДн, если срок хранения ПДн не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект ПДн. 
7.11.3. Требования по обеспечению информационной безопасности, установленные в разделе 7 и разделе 8 настоящего стандарта, направлены на нейтрализацию актуальных (применительно к большинству организаций БС РФ, актуальными являются те угрозы, риск реализации которых в организации БС РФ является недопустимым) угроз безопасности персональных данных. 
7.11.4. С учетом специфики обработки и обеспечения безопасности персональных данных в организациях БС РФ, угрозы утечки персональных данных по техническим каналам, а также угрозы, связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в системном и прикладном программном обеспечении, используемом в ИСПДн, рекомендуется признавать неактуальными для организаций БС РФ.
7.11.5. Результатом оценки рисков нарушения безопасности персональных данных является Модель угроз безопасности персональных данных, содержащая актуальные для организации БС РФ угрозы безопасности персональных данных, на основе которой вырабатываются требования, учитывающие особенности обработки персональных данных в конкретной организации БС РФ и расширяющие требования разделов 7 и 8 настоящего стандарта.
7.11.6. Для выполнения требований к защите персональных данных для второго уровня защищенности ПДн при их обработке в ИСПДн, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 года № 1119 “Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных”, рекомендуется реализовывать следующие меры: в части обеспечения ИБ АБС на стадиях жизненного цикла:
  • определение, выполнение и регистрация процедур контроля целостности и обеспечения доверенной загрузки программного обеспечения, в том числе программного обеспечения технических защитных мер, на средствах вычислительной техники, входящих в ИСПДн;
  • определение, выполнение, регистрация и контроль процедур доступа к эксплуатационной документации и архивным файлам, содержащим параметры настройки ИСПДн, в том числе настройки применяемых технических защитных мер;
  • определение, выполнение, регистрация и контроль процедур резервного копирования и обеспечения возможности восстановления ПДн;
  • определение, выполнение, регистрация и контроль процедур резервного копирования и обеспечения возможности восстановления программного обеспечения, в том числе программного обеспечения технических защитных мер, входящего в состав ИСПДн; 
в части обеспечения ИБ при управлении доступом и регистрации:
  • идентификация и аутентификация устройств, используемых для осуществления доступа;
  • размещение технических средств, предназначенных для администрирования ИСПДн, автоматизированных мест пользователей и серверных компонент ИСПДн в отдельных выделенных сегментах вычислительных сетей;
  • мониторинг сетевого трафика, выявление вторжений и сетевых атак и реагирование на них;
  • определение, выполнение, регистрация и контроль процедур обновления сигнатурных баз технических защитных мер, мониторинг сетевого трафика, выявление вторжений и сетевых атак; в части обеспечения ИБ банковских информационных технологических процессов:
  • определение, выполнение, регистрация и контроль процедур использования коммуникационных портов, устройств ввода-вывода информации, съемных машинных носителей и внешних накопителей информации;
  • определение, выполнение, регистрация и контроль процедур доступа к архивам ПДн. 

Связанные защитные меры

Ничего не найдено