Куда я попал?
SECURITM это SGRC система, ? автоматизирующая процессы в службах информационной безопасности. SECURITM помогает построить и управлять ИСПДн, КИИ, ГИС, СМИБ/СУИБ, банковскими системами защиты.
А еще SECURITM это место для обмена опытом и наработками для служб безопасности.

ГОСТ Р № 57580.3-2022 от 01.02.2023

Безопасность финансовых (банковских) операций. Управление риском реализации информационных угроз и обеспечение операционной надежности. Общие положения.

ОПР.1.5

Для проведения оценки соответствия по документу войдите в систему.

Список требований

Похожие требования

Стандарт Банка России № СТО БР ИББС-1.0-2014 от 01.06.2014 "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации - Общие положения":
Р. 8 п. 4 п.п. 5
8.4.5. Полученные в результате оценивания рисков нарушения ИБ величины рисков должны быть соотнесены с уровнем допустимого риска, принятого в организации БС РФ. Результатом выполнения указанной процедуры является зафиксированный перечень недопустимых рисков нарушения ИБ. 
Р. 8 п. 11 п.п. 4
8.11.4. Разработка планов обеспечения непрерывности бизнеса и его восстановления после прерывания должна основываться на результатах оценки рисков нарушения ИБ организации БС РФ применительно к информационным активам, существенным для обеспечения непрерывности бизнеса и его восстановления после прерывания. 
Положение Банка России № 787-П от 12.01.2022 "Обязательные для кредитных организаций требованиях к операционной надежности при осуществлении банковской деятельности в целях обеспечения непрерывности оказания банковских услуг":
п. 4
4. В случаях превышения допустимой доли деградации технологических процессов кредитные организации должны обеспечить фиксацию:
  • фактического времени простоя и (или) деградации технологического процесса, исчисляемого по каждому инциденту операционной надежности (с момента нарушения технологического процесса, приводящего к неоказанию или ненадлежащему оказанию банковских услуг, в связи с возникновением события или серии связанных событий, вызванных информационными угрозами и (или) сбоями объектов информационной инфраструктуры, до момента восстановления технологического процесса);
  • фактической доли деградации технологического процесса в рамках отдельного инцидента операционной надежности;
  • суммарного времени простоя и (или) деградации технологического процесса за последние двенадцать календарных месяцев.
При определении времени простоя и (или) деградации технологических процессов в расчет не включаются периоды времени плановых технологических операций, связанных с приостановлением (частичным приостановлением) технологических процессов и проводимых в соответствии с внутренними документами кредитных организаций.
п. 3
3. Кредитные организации с учетом требований главы 5 Положения Банка России N 716-П должны определить во внутренних документах для каждого технологического процесса и соблюдать значения следующих контрольных показателей уровня операционного риска для целей обеспечения операционной надежности (далее - целевые показатели операционной надежности):

  • допустимого отношения общего количества банковских операций и иных операций, осуществляемых в рамках технологического процесса, совершенных во время нарушений технологических процессов, приводящих к неоказанию или ненадлежащему оказанию банковских услуг (далее - деградация технологического процесса (технологических процессов), в рамках события операционного риска или серии связанных событий операционного риска, вызванных информационными угрозами и (или) сбоями объектов информационной инфраструктуры, которые привели к неоказанию или ненадлежащему оказанию банковских услуг (далее - инцидент операционной надежности), к ожидаемому количеству банковских операций и иных операций, осуществляемых в рамках технологических процессов, за тот же период в случае непрерывного оказания банковских услуг, установленного кредитной организацией (далее - допустимая доля деградации технологического процесса);
  • допустимого времени простоя и (или) деградации технологических процессов кредитных организаций в рамках инцидента операционной надежности (в случае превышения допустимой доли деградации технологического процесса). Значение данного целевого показателя устанавливается кредитной организацией не выше значений, предусмотренных приложением к настоящему Положению;
  • допустимого суммарного времени простоя и (или) деградации технологического процесса кредитной организации (в случае превышения допустимой доли деградации технологического процесса) в течение очередного календарного года;
  • показателя соблюдения режима работы (функционирования) технологического процесса (времени начала, времени окончания, продолжительности и последовательности процедур в рамках технологического процесса).
Значение допустимой доли деградации технологических процессов должно рассчитываться кредитной организацией на основании статистических данных за период не менее двенадцати календарных месяцев, предшествующих дате определения значения целевого показателя операционной надежности, за исключением случая, предусмотренного абзацем седьмым настоящего пункта, и (или) иных данных, обосновывающих их определение (по выбору кредитной организации).

В случае если технологический процесс функционирует менее двенадцати календарных месяцев, кредитные организации должны определять значение допустимой доли деградации технологических процессов на основании статистических данных за период с даты начала его функционирования и (или) иных данных, обосновывающих их определение (по выбору кредитной организации).

Стандарт № GMP Annex 11: Computerised Systems (EN) от 30.11.2011 "Good Manufacturing Practice. Annex 11: Computerised Systems":
Р. 2 п. 1 п.п. 1
Risk management should be applied throughout the lifecycle of the computerised system taking into account patient safety, data integrity and product quality. As part of a risk management system, decisions on the extent of validation and data integrity controls should be based on a justified and documented risk assessment of the computerised system. 
NIST Cybersecurity Framework (RU):
ID.BE-5
ID.BE-5: Установлены требования к устойчивости для поддержки предоставления критически важных услуг для всех состояний функционирования (например, при атаке, во время восстановления, во время нормального функционирования) 
ID.RA-5
ID.RA-5: Угрозы, уязвимости, вероятности и воздействия используются для определения риска 
ГОСТ Р № ИСО/МЭК 27001-2021 от 01.01.2022 "Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования - Приложение А":
A.17.1.2
A.17.1.2 Реализация непрерывности информационной безопасности 
Мера обеспечения информационной безопасности: Организация должна устанавливать, документировать, реализовывать и поддерживать процессы, процедуры, а также меры обеспечения требуемого уровня непрерывности информационной безопасности при неблагоприятных ситуациях 
A.17.1.1
A.17.1.1 Планирование непрерывности информационной безопасности
Мера обеспечения информационной безопасности: Организация должна определить свои требования к информационной безопасности и менеджменту непрерывности информационной безопасности при неблагоприятных ситуациях, например во время кризиса или бедствия 
Стандарт № GMP Annex 11: Computerised Systems (RU) от 30.11.2011 "Правила надлежащей производственной практики. Приложение 11: Компьютеризированные системы":
Р. 2 п. 1 п.п. 1
Управление рисками должно применяться в течение жизненного цикла компьютеризированной системы и принимать во внимание безопасность пациентов, целостность данных и качество продукции. В рамках системы управления рисками решения по объему валидационных испытаний и проведению контролей целостности данных должны основываться на обоснованной и документально оформленной оценке рисков компьютеризированной системы. 
Положение Банка России № 719-П от 04.06.2020 "О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств":
Глава 5 п. 1
5.1. Оператор платежной системы в целях реализации пункта 11 части 3 статьи 28 Федерального закона № 161-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 27, ст. 3872) в рамках системы управления рисками в платежной системе определяет в правилах платежной системы и иных документах порядок обеспечения защиты информации в платежной системе для операторов по переводу денежных средств, являющихся участниками платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры с учетом требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств (далее - требования к обеспечению защиты информации в платежной системе).

Оператор платежной системы должен определить требования к обеспечению защиты информации в платежной системе в отношении следующих мероприятий:
  • управление риском информационной безопасности в платежной системе как одним из видов операционного риска в платежной системе, источниками реализации которого являются: недостатки процессов обеспечения защиты информации, в том числе недостатки применяемых технологических мер защиты информации, недостатки прикладного программного обеспечения автоматизированных систем и приложений, а также несоблюдение требований к указанным процессам деятельности операторами по переводу денежных средств, являющимися участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры (далее - риск информационной безопасности в платежной системе);
  • установление состава показателей уровня риска информационной безопасности в платежной системе;
  • реализация операторами по переводу денежных средств, являющимися участниками платежной системы, и операторами услуг платежной инфраструктуры механизмов, направленных на соблюдение требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, и контроль их соблюдения операторами по переводу денежных средств, являющимися участниками платежной системы, и операторами услуг платежной инфраструктуры;
  • реализация операторами по переводу денежных средств, являющимися участниками платежной системы, и операторами услуг платежной инфраструктуры процессов выявления и идентификации риска информационной безопасности в платежной системе в отношении объектов информационной инфраструктуры участников платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры;
  • выявление и анализ операторами по переводу денежных средств, являющимися участниками платежной системы, и операторами услуг платежной инфраструктуры риска информационной безопасности в платежной системе;
  • реализация операторами по переводу денежных средств, являющимися участниками платежной системы, и операторами услуг платежной инфраструктуры процессов реагирования на инциденты защиты информации и восстановления штатного функционирования объектов информационной инфраструктуры в случае реализации инцидентов защиты информации;
  • реализация операторами по переводу денежных средств, являющимися участниками платежной системы, и операторами услуг платежной инфраструктуры взаимодействия при обмене информацией об инцидентах защиты информации;
  • реализация операторами по переводу денежных средств, являющимися участниками платежной системы, и операторами услуг платежной инфраструктуры мероприятий по противодействию осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента, определенных пунктами 2.2 и 2.4 Указания Банка России от 8 октября 2018 года № 4926-У «О форме и порядке направления операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры в Банк России информации обо всех случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента и получения ими от Банка России информации, содержащейся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, а также о порядке реализации операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры мероприятий по противодействию осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента», зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2018 года № 52988;
  • реализация операторами платежных систем процессов применения в отношении операторов по переводу денежных средств, являющихся участниками платежной системы, и операторов услуг платежной инфраструктуры ограничений по параметрам операций по осуществлению переводов денежных средств в случае выявления факта превышения значений показателей уровня риска информационной безопасности в платежной системе, в том числе условий снятия таких ограничений.

SWIFT Customer Security Controls Framework v2022:
7 - 7.4A Scenario Risk Assessment
7.4A Scenario Risk Assessment
Приказ ФСТЭК России № 31 от 14.03.2014 "Состав мер защиты информации и их базовые наборы для соответствующего класса защищенности автоматизированной системы управления":
ОДТ.0 ОДТ.0 Разработка политики обеспечения доступности
Положение Банка России № 779-П от 15.11.2021 "Обязательные для некредитных финансовых организаций требований к операционной надежности при осуществлении видов деятельности, предусмотренных частью первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке"":
п. 1.3.
1.3. Некредитные финансовые организации, обязанные соблюдать усиленный, стандартный или минимальный уровень защиты информации, в рамках обеспечения операционной надежности должны определить во внутренних документах для каждого осуществляемого ими технологического процесса, указанного в приложении к настоящему Положению, значения следующих целевых показателей операционной надежности:
  • допустимого отношения общего количества финансовых операций, совершенных во время деградации технологического процесса в рамках события операционного риска или серии связанных событий операционного риска, вызванных информационными угрозами, которые привели к неоказанию или ненадлежащему оказанию финансовых услуг (далее - события операционного риска, связанные с нарушением операционной надежности), к ожидаемому количеству финансовых операций за тот же период в случае непрерывного оказания финансовых услуг (далее - доля деградации технологических процессов);
  • допустимого времени простоя и (или) деградации технологического процесса в рамках события операционного риска, связанного с нарушением операционной надежности (в случае превышения допустимой доли деградации технологического процесса), не выше порогового уровня, установленного в приложении к настоящему Положению;
  • допустимого суммарного времени простоя и (или) деградации технологического процесса (в случае превышения допустимой доли деградации технологического процесса) в течение последних двенадцати календарных месяцев к первому числу каждого календарного месяца;
  • показателя соблюдения режима работы (функционирования) технологического процесса (времени начала, времени окончания, продолжительности и последовательности процедур в рамках технологического процесса).
Значение допустимой доли деградации технологических процессов должно рассчитываться некредитной финансовой организацией, обязанной соблюдать усиленный, стандартный или минимальный уровень защиты информации, на основании статистических данных за период не менее двенадцати календарных месяцев, предшествующих дате определения значения целевого показателя операционной надежности, за исключением случая, предусмотренного абзацем седьмым настоящего пункта, и (или) иных данных, обосновывающих их определение (по выбору некредитной финансовой организации).

В случае если технологический процесс функционирует менее двенадцати календарных месяцев, некредитные финансовые организации, обязанные соблюдать усиленный, стандартный или минимальный уровень защиты информации, должны определять значение допустимой доли деградации технологических процессов на основании статистических данных за период с даты начала его функционирования и (или) иных данных, обосновывающих их определение (по выбору некредитной финансовой организации).

В случае превышения допустимой доли деградации технологических процессов некредитные финансовые организации, обязанные соблюдать усиленный, стандартный или минимальный уровень защиты информации, должны обеспечить фиксацию:
  • фактического времени простоя и (или) деградации технологического процесса, исчисляемого по каждому событию операционного риска, связанному с нарушением операционной надежности (с момента нарушения технологического процесса по причине реализации события операционного риска, связанного с нарушением операционной надежности, до момента восстановления выполнения технологического процесса);
  • фактической доли деградации технологического процесса, исчисляемой по каждому событию операционного риска, связанному с нарушением операционной надежности;
  • суммарного времени простоя и (или) деградации технологического процесса за последние двенадцать календарных месяцев, предшествующих событию операционного риска, связанному с нарушением операционной надежности.
При определении времени простоя и (или) деградации технологических процессов в расчет не включаются периоды времени проведения плановых технологических операций, связанных с приостановлением (частичным приостановлением) технологических процессов.

Некредитные финансовые организации, обязанные соблюдать усиленный, стандартный или минимальный уровень защиты информации, должны обеспечить контроль за соблюдением значений целевых показателей операционной надежности.

Некредитные финансовые организации, обязанные соблюдать усиленный, стандартный или минимальный уровень защиты информации, должны не реже одного раза в год проводить анализ необходимости пересмотра значений целевых показателей операционной надежности, по итогам которого указанные некредитные финансовые организации должны пересмотреть значения целевых показателей операционной надежности либо принять мотивированное решение об отсутствии необходимости в пересмотре указанных значений.

В случае если законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность некредитных финансовых организаций, обязанных соблюдать усиленный, стандартный или минимальный уровень защиты информации, установлена обязательность наличия у них системы управления рисками, указанные некредитные финансовые организации должны выполнять требования настоящего пункта в рамках системы управления рисками.
NIST Cybersecurity Framework (EN):
ID.BE-5 ID.BE-5: Resilience requirements to support delivery of critical services are established for all operating states (e.g. under duress/attack, during recovery, normal operations)
ID.RA-5 ID.RA-5: Threats, vulnerabilities, likelihoods, and impacts are used to determine risk
ГОСТ Р № ИСО/МЭК 27002-2021 от 30.11.2021 "Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Свод норм и правил применения мер обеспечения информационной безопасности":
17.1.2
17.1.2 Реализация непрерывности информационной безопасности

Мера обеспечения ИБ
Организация должна установить, документировать, реализовать и поддерживать процессы, процедуры, а также меры для обеспечения требуемого уровня непрерывности ИБ при неблагоприятных ситуациях.

Руководство по применению
Организация должна обеспечить следующее:
  • a) наличие адекватной структуры управления по подготовке, реагированию и снижению последствий от неблагоприятных событий, включающей персонал, обладающий необходимым опытом, компетенциями и полномочиями;
  • b) утверждение ответственного персонала по реагированию на инциденты, обладающего необходимыми полномочиями и компетенциями, для управления инцидентами и обеспечения ИБ;
  • c) разработку и утверждение документированных планов, процедур реагирования и восстановления, подробно описывающих, как организация будет справляться с неблагоприятным событием и будет поддерживать ИБ на заранее определенном уровне, основанном на утвержденных руководством целях обеспечения непрерывности ИБ (см. 17.1.1).

В соответствии с требованиями непрерывности ИБ организация должна установить, задокументировать, реализовать и поддерживать:
  • a) меры обеспечения ИБ в процессах обеспечения непрерывности бизнеса или восстановления после аварийных ситуаций, процедуры, вспомогательные системы и инструменты;
  • b) процессы, процедуры и изменения для поддержания существующих мер обеспечения ИБ во время неблагоприятных ситуаций;
  • c) компенсирующие меры для тех мер обеспечения ИБ, которые не могут поддерживаться во время неблагоприятной ситуации.

Дополнительная информация
В контексте непрерывности бизнеса или восстановления после аварий могут быть определены конкретные процессы и процедуры. Информация, обрабатываемая в рамках этих процессов и процедур или поддерживающих информационных систем, должна быть защищена. Поэтому организация должна привлекать специалистов по ИБ при создании, внедрении и поддержке процессов и процедур обеспечения непрерывности бизнеса или восстановления после аварий.
Внедренные меры обеспечения ИБ должны оставаться работоспособными в неблагоприятных ситуациях. Если меры не могут продолжать выполнять свои функции по защите информации, следует определить, внедрить и поддерживать другие меры для обеспечения приемлемого уровня ИБ.
17.1.1
17.1.1 Планирование непрерывности информационной безопасности

Мера обеспечения ИБ
Организация должна определить свои требования к ИБ и менеджменту непрерывности ИБ при неблагоприятных ситуациях, например во время кризиса или бедствия.

Руководство по применению
Организация должна определить, обеспечивается ли непрерывность ИБ в рамках процесса менеджмента непрерывностью бизнеса или в рамках процесса менеджмента восстановления после чрезвычайных ситуаций. Требования ИБ должны быть определены при планировании непрерывности бизнеса и восстановления после чрезвычайных ситуаций. При отсутствии формально утвержденных планов непрерывности бизнеса и восстановления после чрезвычайных ситуаций управление ИБ должно исходить из того, что требования ИБ в неблагоприятных ситуациях те же, что и при обычных условиях. В качестве альтернативы организация может провести анализ влияния на бизнес в разрезе аспектов ИБ, чтобы определить требования ИБ, которые применимы в неблагоприятных ситуациях.

Дополнительная информация
Чтобы сократить время и затраты на дополнительный анализ влияния на бизнес, рекомендуется учитывать аспекты ИБ в рамках обычного анализа влияния на менеджмент непрерывности бизнеса или восстановления после чрезвычайных ситуаций. Это предполагает, что требования к непрерывности ИБ четко сформулированы в процессах менеджмента непрерывности бизнеса или восстановления после чрезвычайных ситуаций. Информацию о менеджменте непрерывности бизнеса можно найти в ИСО 27031 [14], ИСО 22313 [9] и ИСО 22301 [8].
Положение Банка России № 716-П от 08.04.2022 "О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе":
Глава 8. Пункт 7.
8.7. Кредитная организация (головная кредитная организация банковской группы) в целях управления риском информационных систем разрабатывает во внутренних документах и соблюдает требования к информационным системам с учетом их влияния на обеспечение бесперебойной работы процессов и операционную устойчивость кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2022 года указанием Банка России от 25 марта 2022 года N 6103-У. - См. предыдущую редакцию)

Связанные защитные меры

Ничего не найдено

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам улучшить сервис для вас с целью персонализации сервисов и предложений. Вы может прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом, вы даёте согласие на использование ваших cookie-файлов и соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных.